четверг, 24 апреля 2025 г.

Мультипликационная студия как инновационная форма дополнительного образования в ДОУ: развивающий потенциал и педагогические эффекты.

 Аннотация.

В статье рассматривается мультипликационная студия как эффективный инструмент дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Анализируются её влияние на когнитивное, творческое и социально-коммуникативное развитие детей. Приводятся данные исследований, подтверждающие, что создание мультфильмов способствует развитию речи, мелкой моторики, эмоционального интеллекта и проектного мышления у дошкольников. Особое внимание уделяется междисциплинарному характеру анимационной деятельности, объединяющей художественное творчество, технологию и основы storytelling.

Ключевые слова: мультипликация, дополнительное образование, дошкольное развитие, творческие технологии, STEAM-обра

1. Введение

Современные тенденции в дошкольной педагогике ориентированы на внедрение интерактивных методик, стимулирующих познавательную активность детей. Одним из перспективных направлений является мультипликация, которая в формате студийной работы в ДОУ сочетает игровые и обучающие компоненты.

Актуальность исследования обусловлена:

  • потребностью в развитии креативности, коммуникации, критического мышления с раннего возраста;
  • возрастающей ролью визуальной культуры в восприятии информации;
  • необходимостью интеграции STEM/STEAM-подходов в дошкольное образование.

Гипотеза: систематические занятия в мультипликационной студии влияют на комплексное развитие ребёнка, обеспечивая синергию познавательных, эмоциональных и социальных навыков.

2. Методология исследования

В исследовании участвовали 2 группы детей 5–6 лет (экспериментальная – 25 чел., контрольная – 25 чел.) из МАДОУ «Д/с №2», г. Бугуруслана. В течение 6 месяцев экспериментальная группа посещала занятия в мультистудии «Жар-Птица», где создавала короткие анимационные мультфильмы в технике:

  • перекладка (2D);
  • пластилиновая анимация;
  • пиксельная.


Оценка эффективности проводилась через:

1.     Диагностику развития (методики Л.А. Венгера, Е.Е. Кравцовой):



o    уровень воображения;

o    способность к схематизации;

o    связная речь.

2.     Анализ продуктов деятельности (мультфильмы, сценарии, раскадровки).

3.     Анкетирование педагогов и родителей.

3. Результаты и обсуждение

3.1. Когнитивные эффекты

  • Развитие речи:
    У 68% детей экспериментальной группы отмечен рост лексического запаса (+22% к контролю) благодаря сочинению сюжетов и озвучиванию персонажей.
  • Мелкая моторика:
    Работа с пластилином, бумагой и мелкими декорациями улучшила координацию рук у 73% участников.
  • Пространственное мышление:
    Создание раскадровки формирует понимание последовательности и причинно-следственных связей.

3.2. Социально-эмоциональные аспекты

  • Командная работа: распределение ролей (режиссёр, художник, оператор) учит договариваться.
  • Эмпатия: проигрывание сценок помогает осознавать эмоции персонажей.
  • Саморегуляция: необходимость терпения при съёмке кадров (в среднем 1 минута мультфильма = 60 фото).

3.3. Творческая реализация

Дети проявляли индивидуальность в выборе тем: от сказочных сюжетов до экологических проектов («Как растёт одуванчик»).



4. Педагогические рекомендации

Для внедрения мультипликации в ДОУ необходимо:

1.     Техническое оснащение:

o    Фотоаппарат/планшет + штатив.

o    Сиреневая мультистудия.

o    Программы для монтажа ( Арт-Игрушка, Мовавика).

2.     Методическая поддержка:

o    Сотрудничество с медиапедагогами.

o    Включение анимации в тематические недели (например, «Моя семья», «Времена года»).

3.     Работа с родителями:

o    Мастер-классы по созданию домашних мультфильмов.

5. Заключение

Мультипликационная студия доказала свою эффективность как форма дополнительного образования в детском саду. Она не только развивает ключевые компетенции XXI века, но и служит инструментом социализации, соединяя технологичность и художественное творчество. Перспективы исследования – изучение долгосрочного влияния анимационной деятельности на успеваемость в начальной школе.

Библиография

1.     Новикова А.А. Медиаобразование в детском саду. – М.: Просвещение, 2022.

2.     Гудилина С.И. STEAM-практики для дошкольников. – СПб.: Питер, 2021.

3.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.


Автор: Мигачева Анастасия Алексеевна, воспитатель МАДОУ «Д/с №2», г. Бугуруслан

Контакты: migaceva03@gmail.com

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий